Skip to main content

Академическая этика


Кафедра философии
Enrollment in this course is by invitation only

О курсе

Изучение данной дисциплины направлено на углубление и расширение знаний о целях и ценностях современной науки, принципах социального взаимодействия в академической среде и основах эффективной научной коммуникации и презентации. В рамках курса рассматриваются понятие, функции и принципы научной этики, особенности вербальной и невербальной коммуникации в научном сообществе, этические аспекты экспериментальной научной деятельности, принципы публикационной этики, в том числе особое внимание уделяется этическим проблемам, связанным с публикацией результатов научной работы, правилам взаимодействия с научными издательствами. Курс знакомит с этикой и этикетом цифровых технологий в общении, принципами и законами построения имиджа в академической среде, а также с основами профессиональной этики педагога высшей школы. Курс отличается практической направленностью и готовит обучающихся к решению наиболее актуальных и распространенных в академической среде и научной карьере коммуникативных и этических проблем.

Цели и задачи дисциплины

  • Знать основные нормы и принципы научной, публикационной и педагогической этики, этикетные нормы публичных выступлений и деловой переписки, законы имиджирования и самопрезентации.
  • Уметь на основе полученных знаний выстраивать эффективную коммуникацию на индивидуальном, профессиональном и корпоративном уровнях с учетом существующих этических стандартов в академической среде, использовать современные коммуникативные технологии, соблюдая нормы цифрового этикета, вести деловую переписку с научными издательствами, проводить научные исследования и готовить научные публикации с соблюдением этических стандартов;
  • Владеть приемами коммуникации и презентации на основе этических принципов и этикетных норм на всех уровнях социального взаимодействия в академической среде, навыками предупреждения и решения этических конфликтов, навыком принятия решений с учетом принятых в профессиональном сообществе этических норм.

Составляющие курса

  • Тематические видеолекции
  • Многовариантные неоцениваемые тестовые задания
  • Кейсы с проверкой преподавателем и на взаимное оценивание (18% от итоговой оценки)
  • Многовариантные тестовые задания на оценку (60% от итоговой оценки)
  • Итоговый тест (22% от итоговой оценки)

Результаты тестирований оцениваются по рейтинговой системе.

Рейтинговая система

  • «Удовлетворительно» — не менее 65%, но менее 75% 
  • «Хорошо» — не менее 75%, но менее 85% 
  • «Отлично» — не менее 85%

Структура курса

  • Модуль 1. Этос ученого и этика науки
    • Введение в академическую этику
    • Этос ученого: идеалы и противоречия
    • Недобросовестные практики в науке
  • Модуль 2. Этика научного эксперимента
    • Этическая экспертиза в науке
    • Понятие и основные принципы биоэтики
  • Модуль 3. Публикационная этика
    • Источники публикационной этики
    • Этические принципы взаимодействия с редакцией (издательством)
    • Авторское право и плагиат
  • Модуль 4. Этика и этикет публичных выступлений
    • Имидж ученого
    • Этика и этикет публичных выступлений
    • Правила успешного публичного выступления
  • Модуль 5. Этика и этикет цифровых коммуникаций
    • Правила электронной переписки
    • Правила использования мессенджеров
    • Правила видеоконференций
  • Модуль 6. Педагогическая этика
    • Имидж преподавателя
    • Этика педагога

Направления подготовки

Без ограничений

Целевая аудитория

Курс рассчитан на бакалавров, магистров, аспирантов всех направлений, преподавателей, научных работников.

Авторы курса

Пирайнен Евгения Викторовна

Пирайнен Евгения Викторовна

кандидат философских наук, доцент кафедры философии

Московчук Любовь Сергеевна

Московчук Любовь Сергеевна

кандидат философских наук, доцент кафедры философии

  1. Course Number

    AE
  2. Classes Start

  3. Classes End

  4. Estimated Effort

    8-12 часов в неделю
  5. Zachetnyye yedinitsy

    2
  6. Number of Weeks

    7